Станислав Кудж Официальный сайт
Станислав Кудж Официальный сайт

Приемная кампания – 2024: как это было

  1. Приемная кампания – 2024: как это было

Система высшего образования часто воспринимается как неповоротливая машина, но это уже не совсем так. Колонка ректора РТУ МИРЭА Станислава Куджа

 

Завершилась приемная кампания – один из важнейших этапов в жизни высших учебных заведений. Этот период имеет огромное значение как для абитуриентов и их родителей, так и для вузов, начиная от руководства и заканчивая сотрудниками приемных комиссий.

Результаты приемной кампании позволяют не только подвести статистические итоги, но и провести анализ эффективности работы вуза, его привлекательности для молодежи, а также понять, как формируются тренды и запросы на получение высшего образования, как меняются предпочтения молодых людей и какие изменения необходимо внести в работу с ними.

Система высшего образования часто воспринимается как неповоротливая машина, требующая десятилетий для модернизации. Но это не совсем так. Она способна адаптироваться к потребностям и запросам времени, хотя и не во всех вузах одновременно.

 

Целевой прием стал прицельно-целевым

О нововведениях: в 2024 г. был внедрен новый механизм приема на целевое обучение. Раньше каждое предприятие самостоятельно отбирало кандидатов и заключало с ними договоры, а вуз не мог влиять на критерии отбора. Теперь организации размещают свои заявки на едином портале «Работа в России», и любой абитуриент может подать заявление, чтобы стать кандидатом на целевое обучение. Приемная комиссия автоматически получает все заявки и зачисляет наиболее подходящего кандидата в интересах конкретного работодателя.

Этот инструмент позволяет минимизировать случаи так называемого «нецелевого» целевого обучения и уже пользуется определенным спросом среди абитуриентов.

Так, в РТУ МИРЭА количество студентов, зачисленных по программе целевого обучения в интересах предприятий-партнеров, в этом году увеличилось на 3,5%. Поступающие выбирали в качестве целевых заказчиков крупных индустриальных партнеров университета, таких как НПП «Исток» им. А. И. Шокина, НИИАА им. академика В. С. Семенихина, концерн «Автоматика», концерн ВКО «Алмаз-Антей», НПП «Пульсар», НПП «Торий» и др. При этом значительно увеличилось не только количество кандидатов на целевой прием, но и их средний балл ЕГЭ.

Но у этого механизма есть и свои нюансы. К примеру, если работодатель по какой-либо причине не хочет заключать договор с определенным абитуриентом, он может быть оштрафован. Если договор отказывается заключать студент, при том что он изначально подавал заявку на целевое обучение, университет вправе отчислить его за невыполнение условий поступления.

Важно подчеркнуть, что университеты могут и должны быть не только «поставщиками» студентов, но и заказчиками. Ведь чтобы быть эффективными и идти в ногу со временем, вузы должны растить и нанимать на работу кадры, которые соответствуют этим требованиям. Например, в 2024 г. в РТУ МИРЭА по программе целевого обучения в интересах самого вуза было зачислено 23 абитуриента.

 

Сквозная подготовка кадров: от теории к практике

Целевой прием – это проверенный временем механизм, который помогает восполнить дефицит кадров на российских предприятиях. Однако решить текущие задачи и тем более работать на опережение, опираясь только на него, вряд ли возможно.

Особенно это касается инженерно-технических специальностей. Дело в том, что выпускники школ еще не представляют, как они смогут применить полученные знания. Если сфера IT понятна и популярна среди молодежи, то инженерия вызывает меньше интереса и понимания.

Чтобы предотвратить нехватку абитуриентов, выбирающих эти специальности, вузы стремятся наладить контакт с потенциальными студентами как можно раньше. Например, в РТУ МИРЭА уже много лет действует концепция сквозной подготовки кадров. Мы активно работаем со школьниками, начиная с 7-го класса, и показываем им весь спектр образовательных программ через программы технопарка, лекции, мастер-классы. Мы вовлекаем их в экосистему университета, знакомим с возможностями получения образования на дне открытых дверей и университетских субботах, а затем предлагаем им разнообразные краткосрочные программы для знакомства с предметной областью.

Благодаря такому подходу уже в средней школе ребенок может понять, какой предмет ему интересен – физика, информатика, химия. В рамках этих направлений мы даем ему погрузиться в науку и практику, «прощупать» сферу. В 10-м классе будущий абитуриент может провести «тест-драйв» профессии. Эта идеология сквозной подготовки кадров дает ощутимые результаты, в том числе по росту количества абитуриентов по традиционно сложно набираемым инженерным специальностям. Ребенок выбирает свою профессию, четко понимая, чем конкретно он будет заниматься, – конструированием, радиотехникой, инженерным делом.

Если говорить о цифрах, то в этом году «МИРЭА – Российский технологический университет» (ранее Московский институт радиотехники, электроники и автоматики) принял на все уровни образования 10 918 абитуриентов, что позволило ему вновь войти в тройку лучших вузов России по данному показателю. Обойти его смогли только Казанский и Уральский федеральные университеты – мощные многопрофильные учебные заведения с разветвленной сетью филиалов в разных городах и регионах страны. Почти половина абитуриентов вуза – 4566 человек – получили места на бюджетной основе. Среди студентов РТУ МИРЭА есть представители всех регионов России, а также Байконура и 48 стран мира.

Не меньшую роль в обеспечении экономики страны высокопрофессиональными, мотивированными специалистами играют совместные программы обучения, которые действуют в нашем и других университетах страны. Крупные промышленные предприятия, IT-гиганты и госкорпорации готовы не просто нанимать талантливых выпускников, но и вкладываться в них еще на стадии обучения.

Так, в РТУ МИРЭА образовательный процесс реализуется с постоянным участием базовых кафедр: работают более 50 таких подразделений, открытых на базе научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и высокотехнологичных предприятий, в том числе оборонно-промышленного комплекса. Широкий круг совместных программ обучения – с ГК «Росатом», VK, ГК «Астра», ГК «Ростех» и др. – позволяет студентам учиться у лучших преподавателей-практиков, получать самые актуальные знания и навыки и выходить в большую жизнь полностью готовыми к реальной работе.

В 2024 г. число абитуриентов, зачисленных по программе целевого обучения в интересах предприятий-партнеров, увеличилось на 5,8%. Например, на совместную программу с ГК «Ростех» «Код «Ростеха» поступило более 100 человек.

 

Абитуриент 2024 г.: как найти подход

Сейчас можно наблюдать интересные изменения в предпочтениях наших абитуриентов. И речь идет не только о каналах получения информации.

Прежде всего отмечается рост осознанности абитуриентов при выборе будущей профессии. Согласно опросу, проведенному нами, более половины школьников (57%) выбрали специальность, исходя из своих интересов и склонностей. 21% определили свой путь, опираясь на опыт успешных личностей, таких как предприниматели и лидеры мнений. 15% прислушались к советам родителей и учителей, а оставшиеся 7% – к мнению друзей и близких людей.

В меньшей степени на выбор вуза теперь влияет непосредственный контакт с университетом: абитуриенты формируют свое представление через интернет и социальные сети, и им даже не обязательно лично посещать будущее место учебы. Это отразилось и на предпочитаемом способе подачи документов: очный формат выбрали всего 29,40% абитуриентов. Для сравнения, личным кабинетом абитуриента на сайте приемной комиссии РТУ МИРЭА и суперсервисом «Поступление в вуз онлайн» на «Госуслугах» воспользовались 70,4% поступающих.

Учитывая цифровизацию мышления абитуриентов, приемная комиссия РТУ МИРЭА использует различные digital-сервисы, чтобы сделать процесс поступления более открытым. Например, сервис «Модерирование зачисления» позволяет абитуриентам выставлять свои показатели, а алгоритм просчитывает возможные варианты развития событий. Активно используются социальные сети, каналы, чат-боты, вебинары и другие активности.

Еще один тренд – абитуриенты стали более прицельно выбирать направление подготовки. Их интересует не просто любая специальность, связанная с IT, а конкретная предметная область и даже набор читаемых дисциплин. Нередко абитуриенты, не прошедшие на бюджетное место на желаемую специальность, делают выбор в пользу контрактного обучения, чтобы получить профессию своей мечты.

Безусловно, приемная кампания – это серьезное испытание для каждого вуза. Ее результаты наглядно демонстрируют эффективность работы команды и популярность учебного заведения. Они также показывают, насколько вузы готовы решать стратегические задачи, стоящие перед нашей страной, не только в области образования, но и в экономике, науке и обеспечении технологического суверенитета.

Читайте также