Станислав Кудж Официальный сайт
Станислав Кудж Официальный сайт

Эксперты предложили обязать роботов представляться по телефону

Ректор Московского государственного технического университета радиотехники, электроники и автоматики (РТУ МИРЭА) предложил ввести в России меры, регулирующие использование технологий искусственного интеллекта (ИИ). Вуз направил обращение (с ним ознакомился РБК) за подписью ректора Станислава Куджа главе Минцифры Максуту Шадаеву.

В России эту сферу регулирует ограниченный пакет нормативно-правовых актов, компании не обязаны предупреждать граждан о том, что с ним общается робот, а не живой человек, пишет Кудж. По мнению ректора, отсутствие такой информации может повлиять на решение о приобретении продукта или услуги. Кроме того, говорится в письме, в большинстве случаев у людей нет возможности сразу же переключиться на сотрудника компании. В соцсетях часто появляются негативные сообщения о трудностях общения с роботами, отмечает он.

РТУ МИРЭА считает необходимым ввести регулирующие меры для сферы искусственного интеллекта как способа коммуникации между бизнесом и гражданами. В их числе Кудж предложил:

  • обязать компании, которые пользуются технологиями искусственного интеллекта в общении с гражданами, ввести в начале разговора маркировки о том, что диалог ведется с роботом;
  • обеспечить гражданам право отказаться от общения с роботом в начале диалога и получить возможность переключиться на сотрудника компании;
  • закрепить эти изменения в рамках федерального проекта «Искусственный интеллект» и разработать соответствующее постановление правительства.

Предлагаемые меры, уверен Кудж, не ограничат использование роботов в коммерческих целях, но обеспечат соблюдение прав россиян и сократят темпы увольнения сотрудников call-центров.

В письме ректор РТУ МИРЭА ссылается на исследования ИТ-проекта Neuro.net от июля 2020 и июля 2021 годов. В первом говорится, что голосовые решения на базе искусственного интеллекта используют треть российских call-центров, еще более 50% планируют внедрить их в будущем. Согласно второму исследованию, 64,9% жителей городов-миллионников стали чаще взаимодействовать с роботами.

Половина опрошенных признала, что не всегда может распознать, с кем именно разговаривает — живым человеком или роботом. Более трети заявили, что относятся к взаимодействию с голосовыми помощниками негативно.

Читайте также